- космизм древнерусский
- мист. (Предыстория русского космизма) — космическое мироощущение русского народа, уходящее глубокими корнями во тьму веков и тысячелетий. К тому неведомому времени, когда пестрый цвет современных народов представлял собой единое племя, жившее на просторах Евразии, с единым языком, обычаями и верованиями. Древние арии, давшие начало индийцам и иранцам, грекам и римлянам, славянам и германцам, балтийцам и армянам, имели развитую культуру, отголоски которой сохранились и в памятниках материальной культуры, и в традициях, и в устном народном творчестве. Отсюда, столь поразительные параллели, созвучие интонаций и неожиданное сходство миропонимания, обнаруживаемое, скажем, в ведийских гимнах (один из древнейших пластов индийской культуры) и в русском народном стихе о начале всего сущего. Вопросы, которые испокон веков волновали русского человека, — это фундаментальные проблемы бытия, происхождения Вселенной (белого света). Солнца, звезд и Луны. В русском донаучном космизме не сохранилось, к сожалению, сколько-нибудь целостных космогонических текстов. О космическом мировидении русского народа приходится судить по данным археологии и этнографии, фольклора и языкознания. Попытка систематизированной реконструкции древнерусского мировоззрения на основе легендарной Велесовой (Влесовой) книги и других аналогичных источников носит во многом гипотетический характер, хотя и не лишена познавательной и беллетристической ценности. Русский народ давно на интуитивном уровне решил проблему сверхсветового движения и однозначно ответил на один из самых сложных научных вопросов: "Что быстрее всего на свете?" Ответ краток, точен и неопровержим: Мысль человеческая — она способна определить любое событие, прыгнуть в прошлое и будущее, враз охватить и объять необъятное. Возможно, необычная особенность мысли — всего лишь обычная, но не познанная пока закономерность обыкновенного мира. Наука все еще на реальных подступах к данной проблеме. Но то, что недоступно научному знанию, открыто интуитивному постижению действительности. Недостаток конкретного знания о мироустройстве и его законах компенсировался в народном сознании твердой уверенностью, что есть способы немедленного и всеобъемлющего постижения бытия и есть люди, овладевшие этим воистину космическим даром. В древнерусском мировоззрении существовал целый пантеон богов (многие из них являлись общеславянскими), с именами которых связывался сам Космос, его устройство и происхождение. Главным божеством и родоначальником древнерусских и древнеславянских богов был Род — бог Вселенной, прародитель мира и человека, божество всей природы и плодородия. Он олицетворял Космическую Жизнь до того, как в мире появились Свет и Солнце, Земля и небо, вода и суша, люди и звери (т.е. до появление Земли? или до Большого Взрыва?). Человеческий род ведет свою родословную от верховного божества — Рода. Имя владыки мира было настолько значимым, что по сей день живет в русской речи. Как бог Род породил все живое и неживое во Вселенной и саму Вселенную, так слово (корень) "род" породило целую семью однокоренных понятий, имеющих непреходящее значение для русских людей: "родина", "природа", "народ", "род" (семья, племя, династия), "родня", "родичи", "порода", "родник", "родить", "рожать", "урожай"... Все остальные космологические и космогонические представления, легенды, сказания и мифы о боге Ярило, о Берендее пришли значительно позже. Все описанное выше послужило в какой-то степени почвой и фундаментом для дальнейшего развития философской мысли России и для появления признанных авторитетов русского космизма.
Универсальный дополнительный практический толковый словарь. И. Мостицкий. 2005–2012.